Как может быть организовано исследование проблем современного детства?
В рамках решения проблемы исследования феномена дошкольного детства в поликультурном пространстве изменяющейся России реша- лись задачи: — разработки исследовательской программы и методики исследо- вания проблем дошкольного детства в поликультурном пространстве регионов России; — выявления и ранжирования социокультурных проблем дошколь- ного детства; — определения факторов, оказывающих наиболее существенное влияние на появление типичных для дошкольного детства проблем. Участники исследования: дети старшего дошкольного возраста (5–7 лет; методы исследования — беседы, интервью); родители детей старшего дошкольного возраста (методы исследования — анкетиро- вание, опрос); педагоги дошкольных образовательных учреждений (методы исследования — анкетирование, опрос). Диагностические методики для детей представлены семью блоками: «Я и мои ценности», «Я и другие люди», «Я и детский сад», «Я и моя семья», «Я и мой город», «Я и моя страна», «Я и мир вокруг меня». Ди- агностические методики для педагогов и родителей включают анкеты и опросники, ориентированные на получение данных об особенностях понимания взрослыми современных детей дошкольного возраста и их проблем.
Исследование проведено как межрегиональное. Базой исследования стали дошкольные образовательные учреждения в следующих регионах РФ: мегаполисе — г. Санкт-Петербург, республиканской столице — г. Уфа, краевых и областных центрах — г. Барнаул и Псков, крупных промышленных городах — г. Магнитогорск и Тольятти, районных центрах — г. Бокситогорск и Тихвин (Ленинградская обл.), г. Балашов (Саратовская обл.), г. Надым (ЯНАО), г. Пыть-Ях (ХМАО), г. Желез- ногорск (Красноярский край). Всего в исследовании приняли участие более 2500 детей в возрасте от 5,7 до 7 лет, более 1500 родителей и педагогов. Многоаспектный анализ выявленных проблем позволил определить типичные и специфичные для регионов особенности поведения и дея- тельности детей дошкольного возраста в изменяющемся поликультур- ном пространстве современной России.
                                                              Какие ценности присущи современным дошкольникам?
Определено, что типичные ценностные ориентации современных детей старшего дошкольного возраста связаны с миром взрослых. Дошкольни- ки в возрасте от 5,5 до 7 лет чувствуют себя уверенно в жизни, стремятся к самостоятельности, инициативности, свободе, чувствуют ответствен- ность и за себя, и за других, более младших по возрасту детей. Возрастает субъектность современных дошкольников, наиболее значимым для детей становится наличие собственного мнения, собственной оценки, которую они стремятся выразить доступными средствами. Следует отметить, что среди опрошенных детей сегодня встречаются случаи аб- солютной устойчивости ценностных ориентаций, примерно 1–2 ребенка на 25–27 детей возрастной группы. К предпочитаемым видам детской деятельности дети по-прежнему относят игру, затем художественные виды деятельности, такие как изобразительная, музыкальная. Современные дошкольники 5–7 лет хорошо ориентируются в со- циальных категориях, в целом направлены на простые человеческие качества, такие как доброта, забота, внимание, защита, дружба. Дети оценивают сверстника по личностным качествам и свойствам и по достижениям в деятельности. Представления о человеке, о том, кто он есть, — один из самых сложных моментов для современных детей. Хочет ли современный ребенок общаться со взрослыми и сверстниками? Современный ребенок стремится к установлению разнообразных содер- жательных связей с миром близких взрослых и обществом сверстников. Дети преимущественно ориентированы на созидательность, гуманисти- ческие, доброжелательные отношения с окружающими людьми. Для их мироощущения важны устойчивость, надежность и доброта отношений, это придает дошкольникам социальную уверенность, стимулирует про- явления активности и самостоятельности. Проявление негативных, деструктивных черт в поведении окружа- ющих негативно оцениваются всеми детьми. Современный старший дошкольник проявляет особый интерес к взрослым, родителям, педагогам. Ограничение возможности посто- янного и содержательного личностного, делового и познавательного общения со взрослыми в семье и детском саду становится причиной острых переживаний ребенка. Проблема обогащения и развития лич- ностно-ориентированных, доверительных, информационно-насыщен- ных контактов взрослых с ребенком в семье и детском саду представляет несомненную проблему, требующую решения как на социальном уровне общества, так и на уровне теории и практики дошкольного образования. Отношения современного дошкольника со сверстниками регулиру- ются комплексом личных, деловых, познавательных мотивов, имеющих разную индивидуальную выраженность у детей. Дошкольники преи- мущественно оценивают сверстника по его эмоционально-личностным проявлениям и качествам (дружелюбие, открытость контактам, доброта, щедрость, приветливость и пр.) и его достижениям в деятельности. Вместе с тем у части детей выявлена недостаточная ориентация в комплексе качеств, обеспечивающих дружеское общение в среде свер- стников, что не в полной мере соответствует возможностям социального развития в старшем дошкольном возрасте. Совместные игры со сверстниками сохраняют свою традиционную привлекательность для современного дошкольника. Предпочтение детей и их популярность в группе во многом зависят от их способно- сти придумывать и организовывать совместную игру. Задача состоит в обогащении игровой палитры ребенка новыми современными играми и игрушками, интерес к которым проявляют многие дети.