МОЯ МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ДОУ

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Творческий аспект

Сообщений 1 страница 4 из 4

1

Творческий аспект в характере личности ценится очень высоко в современном обществе и мироустройстве. Практически в любой профессии творчество занимает особенное место. Именно поэтому раскрытие таких способностей ребенка является важным моментом, как для родителей, так и для самого ребенка. Об этом и поговорим подробнее в данном материале.
Считается, что ребенку, чьи творческие способности развивались с дошкольного возраста, легче в будущем будет даваться процесс обучения разным дисциплинам, особенно тем, в которых требуется креативно мыслить. Что же такое творческая способность? Как ее определить? Данное понятие раскрывается разными авторами обучающих методик по-разному. К примеру, Теплов Б.М. определял их как индивидуальные психологические способности, которые отличают людей друг от друга, но не сводятся к уже имеющемуся запасу знаний. Шадриков В.Д. считал, творческие способности реализуют отдельные психические функции, имеющие индивидуальную меру выраженности. Проявляется эта мера в уровне успешности и своеобразии способов освоения какой-либо деятельности. О.И. Мотков охарактеризовал творческие способности, как умения удивляться, познавать и находить самые разные решения даже в нестандартных ситуациях. Сюда же он относил нацеленность на способность к глубокому познанию своего опыта.

+1

2

Очень интересно! Удачи!

+1

3

Спасибо!

+1

4

В современном мире, в условиях усиливающейся глобализации всех сфер социальной действительности и решаемых в них проблем, имеется острая потребность в развитии, становлении и формировании человека с творческим, продуктивным мышлением, способного осуществлять инновационные процессы и участвовать в них.

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) обозначена такая задача, как развитие индивидуальных способностей и творческого потенциала каждого ребенка в качестве субъекта отношений с людьми, миром и самим собой.

В современной психолого-педагогической науке большое внимание уделяется развитию способностей личности. Этой проблеме посвящены работы Е.А. Глуховской, С.Р. Евинзон, Н.В. Клоповой, В.Ф. Копосовой, Л.В. Мещеряковой, В.Ф. Овчинникова, В.Г. Рындак и др. С.Л. Рубинштейн под способностями понимает свойства и качества (индивидуальные особенности) человека, делающие его пригодным к успешному выполнению каких- либо видов общественно полезной деятельности. Способности определяют успехи человека в различных видах деятельности. Широко известно определение способностей, данное Б.М. Тепловым. Он определял способности как индивидуально- психологические особенности, отличающие одного человека от другого, которые не сводятся к имеющемуся у человека запасу навыков и знаний, а обуславливают легкость и быстроту их обретения. Рассматривая структуру способностей, С.Л. Рубинштейн выделял два основных компонента: «операциональный» – отлаженная система тех способов действия, посредством которых осуществляется деятельность и «ядро» – психические процессы, которыми регулируются операции: качество процессов анализа и синтеза. В контексте точки зрения С.Л. Рубинштейна находится теория В.Д. Шадрикова, согласно которой способность определяется как свойство функциональных систем, реализующих отдельные психологические функции, которые имеют индивидуальную меру выраженности. В качестве «ядра» выступают функциональные механизмы, зависящие от задатков, а «периферия представлена системой операциональных компонентов, развивающихся в ходе деятельности».

Анализ многочисленных определений способностей, представленных в психолого-педагогической литературе, позволяет рассматривать их как индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условием успешного выполнения той или иной продуктивной деятельности.

В индивидуально-психологические особенности личности входит совокупность психических процессов, а также двигательных навыков, степень работоспособности и волевой саморегуляции. К ним относятся все познавательные процессы (восприятие, память, воображение, мышление), регуляторные процессы (эмоции и чувства), а также волевые качества личности. Индивидуальность человека, его характер и способности зависят от степени развития и своеобразного сочетания названных выше процессов, которые сначала складываются и формируются стихийно в раннем детстве под воздействием социальных факторов и природных задатков, а затем развиваются в разных видах деятельности и входят в структуру как общих, так и специальных способностей.

Уже в раннем возрасте у детей можно заметить самое первое проявление способностей – склонность к какому-либо виду деятельности. Выполняя ее, ребенок испытывает радость, удовольствие, ему интересен не результат, а сам процесс. Ребенку нравится не нарисовать картинку, а рисовать; не построить домик, а строить его. Наиболее интенсивно и ярко способности начинают развиваться с 3–4 лет, а в раннем детстве закладываются общие предпосылки их становления. Так, за первые три года жизни ребенок осваивает основные движения и предметные действия, у него формируется активная речь. Перечисленные достижения раннего детства продолжают развиваться в дошкольном возрасте. Общие способности составляют две группы – познавательные и практические. Формирование познавательных включено в становление образных форм познания действительности: восприятие, образную память, наглядно-образное мышление, воображение, т. е. в создание образного фундамента интеллекта. Центральное место в структуре познавательных способностей занимает способность создавать образы, отражающие свойства предметов, их общее строение, соотношение основных признаков или частей и ситуаций. К познавательным способностям относят, в первую очередь, сенсорные, интеллектуальные и творческие.

Сенсорные связаны с восприятием ребенком предметов и их качеств, они составляют основу умственного развития. Сенсорные способности интенсивно формируются с 3–4 лет. Усвоение дошкольником эталонов ведет к возникновению идеальных образцов свойств предмета, которые обозначаются в слове. Дети знакомятся с разновидностями каждого свойства и систематизируют их, когда, например, овладевают представлениями о цветах спектра, фонемах родного языка, эталонах геометрических форм. Основу развития интеллектуальных способностей составляют действия наглядного моделирования: замещение, использование готовых моделей и построение модели на основе установления отношений между заместителем и замещаемым объектом. Так, в качестве готовой модели может выступать план игровой комнаты или участка, по которому дети учатся ориентироваться, затем они сами начинают строить такой план, обозначая предметы в комнате какими-либо условными значками, например, стол – кружком, а шкаф – прямоугольником. Творческие способности связаны с воображением и позволяют ребенку находить оригинальные способы и средства решения задач, придумать сказку или историю, создать замысел игры или рисунка.

Дошкольник включается в многообразные виды деятельности – игру, конструирование, труд и др. Все они имеют совместный, коллективный характер, а значит, создают условия для проявления и развития практических способностей, прежде всего организаторских. Для того чтобы успешно взаимодействовать друг с другом, детям необходим целый ряд умений: постановка цели, планирование содержания, выбор средств для достижения цели, соотнесение полученного результата с предполагаемым, учет мнения партнеров, распределение обязанностей в соответствии с возможностями и интересами каждого, контроль за соблюдением правил, порядка, умения решать спорные вопросы и конфликты без вмешательства взрослого, оценивать отношения партнеров к порученному делу и др.

В дошкольном возрасте активно развиваются специальные способности, играющие важную роль в конкретных видах деятельности – художественные, литературные, музыкальные конструктивно-технические и др. Дошкольное детство, как никакой другой возрастной период, создает благоприятные условия для их формирования.

Для дошкольного периода характерны такие специальные способности, как: художественные – декоративно-прикладные и изобразительные (склонность к лепке, рисованию, поделкам, черчению); театрально-речевые (склонность к подражанию и выступлению, способность договариваться и увлекать других детей); музыкальные (склонность к сочинению музыки, запоминанию и воспроизведению мелодий); логико-математические (склонность к запоминанию математических символов и выполнению математических вычислений); технические (проявление интереса к механизмам).

Проанализируем основные условия развития способностей ребенка.

Развитие способностей личности человека происходит в деятельности. Но сама по себе деятельность не может автоматически развивать способности личности, для этого необходимы некоторые условия.

1. Деятельность должна вызывать у ребенка сильные и постоянные положительные эмоции, приносить радость. Ребенок должен испытывать чувство приятного удовлетворения от своей деятельности, тогда у него возникнет стремление по собственному желанию, без принуждения осуществлять ее, что, конечно же, способствует развитию способностей его личности. В связи с тем, что развитие способностей личности человека может быть только в сочетании с искренним интересом и непреходящими склонностями, то, соответственно, родителям и воспитателям (учителям) необходимо активировать интересы детей. Если ребенка по-настоящему заинтересовать каким-либо делом, то очень скоро (часто неожиданно для других) эти интересы и склонности всецело захватывают ребенка, что, в свою очередь, положительно отражается на развитии способностей человека.

2. Очень важно для развития способностей, чтобы деятельность ребенка была по возможности творческой, при этом большую роль в развитии способностей личности ребенка играют различные кружки и секции. Родители зачастую допускают ошибку в виде проекции собственных желаний (зачастую неудавшихся) на ребенка (например, родитель хотел стать пианистом, но по каким- либо причинам не вышло, и он всеми силами заставляет заниматься музыкой своего ребенка), что крайне нежелательно. Кружки и секции, если сразу не удается выявить наклонности, нужно, по возможности, разнообразить, обращая внимание на интерес ребенка.

3. Для развития способностей личности ребенка также очень важно организовать его деятельность так, чтобы он преследовал цели, всегда немного превосходящие его наличные возможности. Развивая способности личности, нужно воспитывать у детей требовательность и умение критически относиться к себе, настойчивость в преодолении трудностей. Очень важно формировать у них правильное отношение к своим способностям, успехам и достижениям. Нельзя прямо или косвенно внушать ребенку мысль о его исключительности, превосходстве над другими, не следует чрезмерно восторгаться способностями ребенка, захваливать и противопоставлять их другим детям.

Таким образом, для развития способностей ребенка взрослому (родителю, педагогу) необходимо искренне интересоваться ребенком, заниматься с ним, вместе выполнять какую-либо работу, задания, уделять им как можно больше времени.

+1